Как выбрать домашний кинотеатр?

Домашний кинотеатр. Что важно знать перед установкой?/ С чего начать? / Как устроен?

Домашний кинотеатр. Как мы создаем (или оборудуем) ваш комфорт.


На экране бегут титры. Темнота отступает. Свет робко рождается в светодиодах, а вы ловите себя на мысли, что эти два часа жили в другом мире — там вы смотрели, как глубока кроличья нора, вы видели «атакующие корабли, пылающие над Орионом. Вы видели лучи Си, разрезающие мрак над воротами Тангейзера». 

В полутьме кинотеатра, в уюте удобного кресла вы снова рождаетесь в реальном мире и чувствуете в себе изменения, побывав в мире кино, а значит, шалость удалась! Магия кино сработала! Испытав такое ощущение, вы станете искать это вновь и вновь. Режиссеры, разные жанры, удивительные истории вновь и вновь будут манить вас сесть в кресло кинотеатра. 

Узнаете себя в этом описании? Значит, вы или готовы к приобретению, или уже являетесь обладателем домашнего кинотеатра. Именно для людей, увлеченных настоящим кино, мы неустанно работаем. Мы создаем ультимативные кинотеатры, делаем управление сложной аудио-видеотехникой простой и удобной, приносим незаметную, но такую важную автоматизацию в системы управления светом и климатом, а также создаем и настраиваем невероятно производительные сети WI-FI, необходимые для работы мобильных устройств.  

В этой статье вы узнаете о разных школах звука, о подходах в выборе усилителей и акустики, о вечном споре «проектор или панель». Мы уверены, что после прочтения вы заинтересуетесь миром кинотеатров и HI-FI и пожелаете найти пару свободных часов, чтобы приехать к нам в офис и послушать разнообразную акустику, окунуться в мир качественного звучания, оценить скорость современного Wi-Fi. Печеньки и чай гарантируются!

Как любое путешествие начинается с первого шага, так и домашний кинотеатр начинается с комнаты, где он будет установлен. Этот шаг – краеугольный камень, на котором вы построите свой храм кино. Если недооценить важность подготовки помещения, то… дальше можно не читать, ведь добиться хорошего звука  не получится. Акустическая карта помещения, тщательная подготовка стен, спецматериалы — вот базис, на котором строится любой хороший кинотеатр. 

К сожалению, очень часто этот шаг игнорируется. Владелец дорогого усилителя в паре с отличной акустикой, не предусмотрев момент с оборудованием помещения, всем говорит примерно следующее:

— Домашний кинотеатр – ерунда все это! Заплатил миллион, а звук – ни о чем! А продавцы говорили, как в аймаксе будет!

Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо снять акустические замеры, произвести расчеты акустики помещения, и на основе такого проекта подготовить помещение. 

Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, где в акустически неподготовленном помещении стоит дорогая аудиотехника, а звука – нет, аппаратура звучит плоско, неярко. В таком случае приезжают звукоинженеры, делают замеры, производят расчеты. Данные ими рекомендации по акустическому оборудованию помещения значительно преобразят характер звука: ковролин на полу, драпировка стен спецматериалами в определенных местах, перестановка акустики. После переоборудования помещения происходят чудеса: появляется живой бас, чёткая артикуляция, в исполнении музыки рисуется сцена, и, несомненно, благодаря этому появляется вовлеченность слушателя в воспроизводимые медиапродукты. 

Первый шаг пройден, пора переходить к задаче, которая поглотит вас на пару недель, обещаем! 

Проектор или ЖК, OLED-панель?  

Главное преимущество проектора — размер экрана, недостижимый для панелей. Огромный экран задействует периферическое зрение человека, и этот нюанс, на радость старику Фрейду, обманывает наше подсознание. Мы верим, что смотрим на реальный мир, и полностью погружаемся в происходящее. При этом большом количестве плюсов проекторов – огромный экран, кинематографичность картинки, отсутствие усталости глаз при длительном просмотре – в нём есть и минусы, к примеру, необходимость темноты в помещении для полной передачи черного цвета. А 70% цвета в кино – черный. Добиться плавности переходов черного цвета, его информативности (а это чрезвычайно важно для правильного восприятия кадра) – со всем этим проектор в полной мере справится только в затемненном помещении. Также при размещении проектора нужно предусмотреть довольно сильный звук работы охлаждающего вентилятора.

На другой чаше весов – панели. В последнее время прогресс шагнул далеко вперед, начинают распространяться диагонали экрана, размером в сто и более дюймов. Растет контрастность, стремительно падает стоимость дюйма экрана. Производители экспериментируют с технологиями. Появились и активно развиваются OLED, QOLED. Растет яркость изображения, черный цвет становится действительно черным, улучшается цветопередача, разрешение панелей растет по экспоненте, развитие процессоров обработки изображения улучшает восприятие старых фильмов, не за горами и приход процессоров с искусственным интеллектом. Развитие качества изображения, падение стоимости дюйма экрана позволяет панелям ворваться в нишу домашних кинотеатров, да что говорить, если в кинотеатре Pacific Winnetka откроется первый кинозал с уникальной технологией: вместо классических проекторов для показа картин будут использовать огромные LED-дисплеи. Размеры LED-стены составят 10х5 метров. На ней будет отображаться около 9 миллионов пикселей. Так что, решать вам: нестареющая классика проекторов или стремительная поступь прогресса в лице OLED дисплеев. Они имеют массу плюсов и свои подводные камни. 

Сердце звука — та неприметная коробка, что скромно покоится в стойке с аппаратурой — AV-ресивер. Самое место поставить на стол секундомер и дать зарок уложить свой рассказ в определенное время. В современных многоканальных усилителях хранится столько тайн, интересных историй, что Том Кленси судорожно возьмётся за ручку и станет записывать. Удивительный мир схемотехники, математики и прорывных решений – это современный AV-ресивер.  За каждым брендом своя история, своя музыкальная школа, свое понимание звука в HI-FI.  Каждый бренд, проектируя усилители, неизбежно приносит свое видение идеального звука, свое характерное звучание. В мире, по общему мнению, есть три направления звука в HI-FI:  европейская (в большей мере английская) школа звука, американский звук, и HI-FI из Японии. Давайте разберемся с каждой аудиошколой, так как это огромная тема с массой нюансов, тонкостей и полутонов.  

Европейская школа HI-FI трактует превыше всего точность исполнения, допуская некоторую сухость и педантичность в передаче музыкального материала. Это настоящие матёрые джазмены, которые могут зажечь рок и подыграть рок-исполнителям, но их конек – классическая музыка, джаз, они мастера в вокале. Из английской школы HI-FI выросла русская акустика, также многое от английского звука взял сумрачный немецкий гений. 

Американский звук точно характеризуется одной фразой: его звук ругают многие, но любят все. Мощный и яркий, подобный сильной реке, он подхватывает и не отпускает. В этом порыве яркой силы может быть чуть мало деталей, внимания к тонкостям, но все компенсируется красивым и сочным басом и шикарным бархатом середины. Наш вердикт: американский звук достоин всяческих похвал и рекомендаций к приобретению!

Техника из Японии интересна по-своему. Страна восходящего солнца подарила миру аудиофилов огромное количество технологий, оказавших огромное влияние на мир аудио. Аудиокассеты, CD, VHS, SVHS – эти аббревиатуры знакомы каждому. Akai, TEAC, Nakamichi – пример японских компаний, носящих звание легенд HI-FI. Подход японских инженеров к воспроизведению звука красив и необычен, как Shodo, японская каллиграфия. Директор компании Sharp в интервью рассказывал о том, что органы слуха японцев устроены так, что они слышат частоты в диапазоне 70 Гц. Кроме того, в японском языке преобладают высокочастотные модуляции при практически полном отсутствии басового регистра, вторит ему и известный ученый Дэнда Фумио — создатель системы звукотерапии. Изучая воздействие разных звуков на мозг около 30 лет, вот что он говорил о японцах: «Они не слышат звук в таком же диапазоне, как его слышат американцы и европейцы, что связано с необычностью японского языка, обилием шипящих, глухих звуков. Японские изготовители аппаратуры проектируют её таким образом, что звук сосредоточен в верхнебасовой и высокочастотной области при весьма необычной, иногда не очень удачной середине».  

После аннотации направлений HI-FI и школ самое время перейти к фирмам и технологиям, применяемым в современных AV-ресиверах. 

В момент зарождения этой технологии ресивером называли усилитель с радиоприемником. Сейчас это определение безнадежно устарело. Современный AV-ресивер – это компьютер, оснащенный многоканальным усилителем. Именно так компьютер со сложнейшим ПО и передовым усилителем способен развернуть стереосигнал в полноценное многоканальное полотно звука. Он может работать с потоковым видео и аудиосигналом, умеющим принимать звук и картинку, с мобильным устройством, знающим о существовании интернета с бездной цифровых радиостанций, служб предоставления музыки и умеющим выдавать до полутора киловатт звука, попутно работая с видеосигналом 4К. Поэтому очень важно наличие в выбранном вами аппарате количество HDMI-разъёмов, WI-FI, сетевой порт RG-45, умение работать с источниками сигнала по протоколу DLNA, умение получать контент из интернета у ведущих стриминговых служб. 

Как видно из статьи, AV-ресивер является сосредоточением новейших технологий мира, традиционного HI-FI, Hi-END и современных IP-технологий, а также математики обработки звука и видео. Разработка такой техники требует целого штата специалистов, опытных конструкторов и инженеров, и на должном уровне с этой задачей справляется небольшое количество компаний.  

В своих инсталляциях мы используем только AV-ресиверы и процессоры от передовых производителей. AudioControl, например, – выпускает богато оснащенные аппараты с очень качественным звуком, MeridianAudioнеизменно радует своих почитателей отменным звуком и самыми передовыми технологиями. Integra– японский производитель – выпускает очень интересную аппаратуру с легко узнаваемым звуком. NAD – прославленный производитель HI-FI-техники, во главу угла ставящий звук, не боящийся идти своим путем в HI-FI. Надо сказать, такой подход не раз приносил компании любовь фанатов и победы на престижных выставках и тестированиях. 

Выбор производителей в данном сегменте HI-FI очень широк, и охватить его весь в одной статье – невозможно. Здесь приведены те бренды, которые мы используем в нашей работе наиболее часто и качеству звука которым мы доверяем. Но всегда надо помнить, что аппаратуру вы покупаете для себя, и, так как все мы индивидуальны, неповторимы, чтобы понять, что нужно именно вам, в нашем шоуруме есть возможность послушать, сравнить, ощутить философию звука каждого производителя и прийти к своей технике без оглядки на бренды. Если понравится NAD – просто отлично; покорит сердце Denon– поверьте, тут мы более чем понимаем; или заставит «не дышать» продукция Storm Audio – поздравляем, у вас отменный вкус; услышав мощь и ярость Yamaha в многоканальном звуке вы скажете – «Вот это – моё!» – поверьте, и тут вы не будете одиноки. Окончательное решение только за вами: это единственно верный подход. 

Пришло время коснуться мистической темы для любого хайфайщика: акустика. Споры в мире производителей высококачественной акустики длятся не одно десятилетие и страсти только накаляются.  Фирмы с колоссальным опытом, со своим видением путей к достижению идеала нещадно бьются между собой, пытаясь первыми создать идеальный звук. Кажется, уже нет на земле материалов, с которыми не работают производители HI-FI акустических систем. Металл и стекло, камень, дерево, редкоземельные металлы, что на всей земле – пара килограмм, кевлар и невесомая бумага, береза, вымоченная в саке, все идет в дело, чтобы достигнуть такого недостижимого идеального звука.  

Вы спросите, и тут тоже три школы HI-FI? Да, вы правы, тут тоже три основных подхода к звуку, причем разница в подходах европейских и американских производителей еще более заметна. В производстве акустики с отличным звуком мало иметь современное производство и самые передовые материалы: самым важным здесь является опыт компании и её специалисты, семейные династии, в которых философия звука и опыт передается от отца к сыну. Это не купить ни за какие деньги, не развить за год и два, именно поэтому в обозримом будущем мы не увидим на рынке акустики китайскую акустику. Только прославленные HI-FI дома, только опыт и стиль, это мир в котором нет места богатым выскочкам. Разработка акустической системы – во многом мистический процесс. Спланировать и рассчитать, как будет звучать акустическая система, не может ни один суперкомпьютер. Рождение акустики – это всегда симбиоз опыта и трудолюбия мастера, умноженный на достижения современной науки. Эксперименты и кропотливый труд, долгие часы поисков, раздумий и бесконечные прослушивания результатов поиска решений: так рождается настоящая акустика. За каждым таким брендом стоят невероятно интересные истории, настолько интересные, что не знаешь, о чем рассказать в столь небольшой статье. 

Есть даже место подвигу, если затрагивать историю производства акустики в СССР, ведь здесь проявились невероятная отвага и русская смекалка. В годы войны пленных русских солдат сгоняли на работы на заводах Германии. Горстка русских, работавших на заводах фирмы Telefunken под дулами автоматов, голодные и лишенные адекватного человеческого отношения и без связи с Родиной, сотворили чудо: они узнали тщательно оберегаемый немцами секрет – вычислили плотность бумаги, применяемой немцами в диффузоре акустики. 

В музее Cabasse есть колонка, установленная на французских авианосцах. Её мощь позволяет общаться с людьми на палубе в момент посадки реактивного самолета. Там же можно увидеть и фотографии, как в комнате прослушивания, самой большой безэховой камере Европы, поют омары. Заказ от фирм, занимающихся ловлей омаров и крабов, немало повеселил инженеров Cabasse: необходимо было записать звуки, которые издают ракообразные, чтобы облегчить поиски скоплений головоногих при помощи сонаров. В активе прославленной фирмы B&W, студия Эбби-Роуд и вечные Битлз, невероятные Наутилус, расскажут, что общего между мячом гольфа и фазоинвертором колонки. В полете маленькие углубления на мяче гольфа создают воздушную оболочку, и мяч летит дальше. Та же технология в акустике: она сводит на нет контакт выходящего воздуха со стенками фазоинвертора, колонка перестает «пыхтеть» и «дышать» на базовых партиях. 

Не отстают и по другую сторону океана. Американский звук никогда не утратит свою актуальность и красивую мощь. Для построения кинотеатра американцы применяют классическую закрытую акустику, а также встраиваемые акустические системы. Закрытые акустические системы – это всем знакомые корпусные динамики с отверстием фазоинвертора. Плюсы такого решения: богатый на бас звук, точность в самом важном среднечастотном диапазоне, простота установки такой акустики, красивый внешний вид, подчеркивающий класс и стиль кинотеатра. Встраиваемая акустическая система полностью незаметна в интерьере. Такая акустика незаметна глазу, не сокращает площадь помещения и при этом отлично звучит, звук полностью соответствует требованиям современного кино. Но при этом очень важны ее правильный монтаж и расположение, которые требуют на порядок больше труда и знаний. 

Подход к выбору акустики, опять же, один: приезжайте и слушайте! Что понравится именно вам не знает никто. Точность Focal-JMLab, когерентный звук Cabasse, истинный английский звук Castle, изящная сила B&W, тяжелоатлетическая взрывная мощь Cerwin-Vega, красота Дании, воплощенная в Dali,… список бесконечен. Выбор только за вами, мы с удовольствием поможем с выбором, расскажем и покажем все, что знаем об акустике, тонкостях исполнения, о тех нюансах, на которые стоит обратить внимание при прослушивании.

Неспешно мы подобрались к самому ясному и понятному в домашнем кинотеатре — источник сигнала. На данный момент – это классический физический носитель, Blu-Ray-плеер и сетевые источники NAS-сервера и стриминговые платформы. 

Начнем с классики. Физические носители. Что может быть приятнее взять в руки подарок, к примеру, диск, который тебе подарили на юбилей? Или подарочное издание шикарного фильма, или диск, что привезен из путешествия? Ведь окунуться в те секунды, вспомнить друзей, близких – это поистине бесценно. Но прогресс не стоит на месте, и полки с дисками уходят в прошлое. Synology, Qnap стремительно выходят на рынок домашних кинотеатров, предоставляя пользователям террабайты жестких дисков для хранения домашней фильмотеки и коллекций аудио. Современные сетевые плееры отлично каталогизируют библиотеки, сами находят постеры и описание фильмов, услужливо предлагают и разделяют их по жанрам, выборке актеров, режиссерам, и даже предоставляют пользователю оценки фильма от профессиональных критиков до отзывов от сайта Rotten Tomatoes. 

На рынок домашнего кинотеатра вышли и стриминговые сервисы. Огромная фильмотека, недорогие платные подписки, удобство использования привлекает все больше пользователей. Основные минусы данного решения – постоянная необходимость интернет-канала с хорошей пропускной способностью, но и с  заметным сжатием исходного формата фильма, что заметно на больших экранах и дорогой аппаратуре. Мы все больше используем в наших инсталляциях сетевые хранилища, но и не забываем о высококачественных Blu-Ray-проигрывателях, которые, кстати, все чаще оснащаются возможностью воспроизведения по сети с NAS-серверами по DLNA. 

Комфорт кинотеатра заключается не только в звукоизоляции и удобной мебели, продуманном свете и кондиционировании: это еще и управление. Чехарда пультов, еще совсем недавно пугавшая начинающего пользователя, алгоритмы включения техники, выбора источников, ушли в прошлое. Сначала появились универсальные пульты управления. Затем управление всей аппаратурой перешло к одному пульту и, казалось бы, все решено, но нет: у данной технологии тоже есть минусы. Отсутствие обратной связи с техникой делало часто невозможным внедрение в управление сложных макросов и серьезной автоматизации. Пульт не понимал, проходит ли команда, выполнил ли ресивер функцию по переключению видеопорта? Могло происходить разное: то клиент слышит звук в акустике, но не видит картинки, то начинал работать проектор, но при этом не выключалась панель. 

Как выход на данный момент – контролеры Control4, которые управляют нашей аппаратурой. Это мощная и невероятно удобная система автоматизации, позволяющая управлять всеми инженерными системами дома на любом устройстве с помощью удобного графического меню. Сложнейшие макросы, многоуровневая автоматизация, включающая в себя множество факторов (дни недели, погодные условия, время суток, и индивидуальные предпочтения членов семьи), которые с легкостью включаются в макрос и дают стопроцентное выполнение задуманной команды. 

Несомненным плюсом при выборе систем от Control4 является взвешенная ценовая политика. Control4 неизменно соблюдает правило сбалансированной цены. В качественные корпуса упакованы предельно современные мощные устройства, обладающие отличной софтовой комплектацией. Совокупность надежности, простоты использования, качества исполнения на протяжении более 7 лет неизменно дарит нашим клиентам массу позитивных эмоций. 

Так получилось, что о сети СКС мы пишем в самом конце, но, учитывая важность компьютерной сети, более уместно было бы начинать статью с принципов построения и важности сети СКС. 

Что такое сеть для домашнего кинотеатра? Это поставка контента в качестве 4К и 10-битным HDR, это многоканальный несжатый звук, это управление всеми устройствами кинотеатра и передача контента на несколько пользователей WI-FI. К сожалению, очень часто внимание правильному проектированию сетей СКС не отводится, никто не считает пропускные способности сети, не проводит замеры WI-FI, а компоновка слаботочных компонентов производится по принципу «покупаем топовый роутер, в котором очень много антенн, ведь такой роутер точно не подведет». Последствия такого подхода не заставляют себя долго ждать: покрытие WI-FI – прерывается, при одновременной работе Смарт ТВ и пары планшетов все начинает сильно тормозить, команды по IP-протоколу при управлении телевизором с планшета проходят с огромными задержками, а просмотр фильма с сетевого диска ничего, кроме раздражения, не вызывает (то останавливается изображение, то отстает звук, то приложение вылетает). Человек, в надежде исправить проблемы, покупает всевозможные репитеры, роутеры с различной длины антеннами. Ну и вишенка на торте: в огромной квартире пара витых пар, брошенных электриками в самые дальние места. Не стоит надеяться: провода куплены на рынке в категории все по десять рублей. Отчаявшись, люди обращаются к нам, с чего и начинается труд по проектированию сети WI-FI, планирование и закупка по нему качественного оборудования. В таком случае работы также могут усложниться дорогим ремонтом и решениями по дизайн-интерьеру. На этапе реконструкции сети интегрируются решения от Ruckus, устанавливается сетевое оборудование PeplinkBalanceone, и проблемы разрешаются. В результате правильной установки СКС человек может ходить по коттеджу, звонить во видеозвонку, выходить на летнюю веранду без обрывов связи. Все члены семьи одновременно могут смотреть видео в интернете, общаться, сёрфить по требовательным сайтам, уходят в прошлое и звонки в техподдержку. Просмотр видео в домашнем кинотеатре не заставляет находиться в вечном напряжении с мыслями «Вот сейчас все застынет и начнет крутиться колесико загрузки», а нажатие на кнопку «стоп» на IP-пульте останавливает видео моментально. Поэтому СКС в мультимедиа-сети как кровеносные сосуды, которые доставляют видео- и аудиосигналы, передают колоссальные объемы служебной информации, невидимые обычным пользователям. 

Рассматривать структурированную кабельную систему только в контексте необходимости для домашнего кинотеатра – серьезнейшая ошибка. Грядет новая эра Интернета, мы видим только её абрис, поэтому, закладывая сеть СКС сейчас, мы должны понимать, что тот объем информации, который есть сейчас, – лишь первая капля в океане информации, которую будут передавать сети завтрашнего дня. 

Мы проектируем сети на оборудовании Ruckus, Peplink Balanceone, и уверены, что это оборудование имеет колоссальный задел на будущее. 

Вот и подходят к концу те первые сведения, необходимые при покупке домашнего кинотеатра. Вас ждет удивительная дорога открытий, поисков вашего звука. Вы увидите и услышите множество акустических систем различных брендов, найдете потрясающих людей, увлеченных идеей звука H-FI и построения идеального кинотеатра. Мы будем рады, если по этой дороге мы пройдем вместе, даря друг другу радость открытия нового и интересного. Приходите в гости, наш офис всегда открыт для увлеченных людей, и насчет печенек, кстати, мы не шутили!

black square cinema designer by smartinn
cделано с в novox pro

Запишитесь к нам на демонстрацию кинозала

Ваша заявка отправлена!